Рассказ

Третьеклассник Мишка четвёртый день не мог усидеть на месте. Не сиделось ему ни на стуле, ни на кресле-качалке, ни даже на новеньком диване с большими подушками с жар-птицами. Везде как на иголках. Или, как сказала бы бабушка, точно у Мишки было шило в одном месте. И даже ложась вечером в свою кровать, Мишка всё время ворочался, сбивая в комок простыню, словно принцесса на горошине.

Мишка беспокоился не на шутку: через три дня начиналась олимпиада. Он, между прочим, был одним из лучших по математике во всех третьих классах, и точно занял бы первое место, если бы не Сашка и Дениска, которые тоже отличались умом и сообразительностью. Одна проблема решилась сама собой: Дениска заболел ветрянкой и олимпиаду пропускал. А вот Сашка был здоров и болеть совсем не собирался.

Мишка четвёртый день обдумывал, как бы сделать так, чтобы Сашка на олимпиаду не попал. Гениальное решение пришло в Мишкину кудрявую голову в тот самый момент, когда он читал книжку с мифами и легендами Древней Греции. В книжке рассказывалось про деревянного коня, которого троянцы подарили врагам во время войны. Данайские воины скрывались внутри этого подарка, и таким хитрым образом проникли в город Трою.

— Придумал! — воскликнул Мишка так громко, как будто большое тяжёлое яблоко упало ему на голову. Бабушка прибежала на крик из кухни, прямо с половником, с которого капал на пол вишнёвый компот. Убедившись, что ничего страшного не случилось, бабушка покачала головой и убежала обратно на кухню — должно быть, ловить убегающий из кастрюли компот.

«Сделаю-ка я Сашке такой подарок», — улыбнулся своим мыслям Мишка и злорадно потёр руки.

Оставшиеся дни он вынашивал коварный план, а накануне тщательно готовился. Мешала только бабушка, которая, как обычно, потеряла свои очки и везде их искала, всё время спрашивала:

— Ты не видел мои очки?

Без очков бабушка была похожа на слепого крота из мультфильма про Дюймовочку — также щурилась и неуверенно шарила по столу руками. Мишке стало жалко бабушку, и он тоже принялся искать очки. Посмотрел на столе, под столом, в шкафу и на шкафу, на кухне, в ванной. Искал везде, даже у бабушки на голове. Очков нигде не было.

В день олимпиады Мишка и Сашка вместе с другими учениками стояли в коридоре возле кабинета математики и ждали учителя.

— Саш, у меня есть кое-что вкусненькое. Держи, это вишнёвый компот, — сказал Мишка, протягивая однокласснику бутылочку с жидкостью вишнёвого цвета.

— Ух ты, класс! Мой любимый! — обрадовался Сашка и с удовольствием сделал глоток. «Давай-давай, пей!» — злорадствовал про себя Мишка, а сам достал из рюкзака точно такую же бутылочку и тоже стал пить. Компот был вкусный, сладкий, пах летом, солнцем и бабушкиным вишнёвым садом.

Вскоре пришёл учитель математики Борис Петрович, и третьеклассники, как горная река, решившая смыть плотину, шумно хлынули в класс. Учитель не спеша открыл на доске задания, и ученики принялись решать задачи олимпиады. Некоторые ребята волновались и нервно грызли колпачок от ручки или ноготь на указательном пальце, а некоторые чесали затылок.

— Смешно, — думал Мишка. — Можно подумать, что это им как-то поможет.

Стояла такая тишина, что Мишка слышал, как дышит сосед по парте и как урчит и хочет выйти на волю вишнёвый компот в Сашкином несчастном животе. Мишка тихо злорадствовал и потирал руки.

Вдруг Сашка схватился за живот, охнул и сдавленно произнёс:

— Борис Петрович, можно выйти? — и, дождавшись ответного кивка учителя, вылетел из класса, как шальная пуля из пистолета.

Мишка ликовал. Первое место теперь точно достанется ему. Да, не зря он потратил столько времени на подготовку: утащил аптечку, растолок деревянной толкушкой гору бабушкиного слабительного. Растолок специально побольше, чтобы хватило наверняка. И добавил получившийся порошок в бутылочку с вишнёвым компотом.

Но Мишкино счастье длилось недолго. Вскоре он, дописывая решение задачи, услышал предательское урчание в своём собственном животе. А ещё через пару, подобно Сашке, уже мчался по направлению к «тайной комнате».

Так бы и просидели они с Сашкой в соседних кабинках до конца олимпиады, но, к счастью, действие слабительного скоро кончилось, и ребята вернулись в класс, доделывать задания.

Мишка всё думал, но никак не мог понять: как же так получилось, что слабительное попало в обе бутылки с компотом? Ведь подмешивал-то он только в одну.

Придя домой, Мишка уже с порога по сладкому аромату клубники понял, что бабушка сварила его самый любимый ягодный компот. Мишка поплёлся на запах, вошёл в кухню, и его обычно румяные щёки вмиг стали бледнее скатерти, постеленной на столе в большой комнате. А всё потому, что он увидел, как бабушка чайной ложкой добавляет в кастрюлю с булькающим на плите компотом белый порошок — тот самый, который он вчера натолок. Мишка вспомнил, как он немного порошка добавил в бутылочку с компотом, а остатки высыпал в стеклянную баночку из-под варенья и убрал в шкаф.

Бабушка заметила Мишку и радостно сказала:

— Вчера компот сварила, и, как назло, сахар кончился. Хотела в магазин за ним идти, а тут смотрю — в шкафу маленькая баночка с сахаром, как раз на компот хватит. И откуда она там взялась? Ну просто чудеса...

Бабушка, прищурившись, долго шарила по столу рукой, наконец нащупала крышку.

«Ой, — подумал Мишка, — похоже, бабушка так и не нашла свои очки...

Только теперь он догадался, кто вчера «подсластил» всю кастрюлю с вишнёвым компотом.

На другой день он рассказал Сашке правду и попросил прощения. Сашка простил. Вместе посмеялись, а совместный смех, как известно, объединяет, и Сашка с Мишкой с тех пор стали лучшими друзьями.

Бабушка наконец-то нашла свои очки. Они оказались в кармане её банного халата, отправленного в стирку, и теперь очки были очень чистые, выстиранные.

А в олимпиаде победителем стал не Мишка. И не Сашка. А кто? Да какая-то девочка. Новенькая, недавно в их школу перешла.