Рассказ

Есть в нашем классе хулиган Витька. На переменах носится словно угорелый: мусор из корзины на пол вытряхивает, девчонок за косички дёргает, в чужих тетрадях ручкой чиркает. А на уроках сидит — ничего не делает или с соседом по парте Петькой болтает. Учительница, как слышит, что они шушукаться начинают, так и спрашивает то одного, то другого. Особенно на чтении, где за текстом нужно следить. Петька ещё более или менее быстро ориентируется — нужную строчку находит, а вот Витька опускает голову в книгу, ищет-пыжится, а всё никак, пока ему Петька не покажет или класс подсказывать не начнёт.

В прошлом году был случай — Петька пальцем ткнул, откуда Витьке читать надо было:

— Вот, после тире.

А Витька, как всегда, в содержание не вникал. Поэтому не знал, что герой книги своих товарищей в отсутствии храбрости упрекает. А там восклицательный знак ещё... Витька как закричит:

— Трусы́!

С ударением на последний слог. Весь класс так и покатился со смеху!

А на прошлой неделе читали про синичку. Предложение было: «С ветки-руки снеговика перелетела на ствол берёзы, с него — в кормушку». Читала Маша, но учительница, уже уставшая делать Витьке замечания, прервала:

— Достаточно, Маша. Витя Фомкин продолжит.

Класс подсказывает:

— С новой страницы начинай.

А Витька, как всегда, не знает, о чём текст. Да ещё не посмотрел, что перенос стоит, что это не начало предложения, а продолжение. Даже маленькая буква его не смутила. Он и начал — громко так, уверенно, чтобы показать, что следил:

— Вика перелетела на ствол берёзы...

Все так и прыснули! На Вику смотрят. Она одна у нас в классе с таким именем. Полненькая, розовощёкая. Ходит важно...

— А то, что на предыдущей странице, ты почему не прочитал? — строго спросила учительница.

Смущённый нашим смехом, Витька решил попробовать ещё раз:

— СнегоВи́ка перелетела...

Тут даже Костя-отличник засмеялся в голос.

— СнегоВи́ка! — стали повторять все.

— Пухлая, как снеговик! Из трёх шариков! — выдавил сквозь смех мой сосед Федька.

— Это комками называется, — поправил кто-то.

— Вика из трёх комков, — заржал Петька.

Учительница, конечно, всех утихомирила, Вике сказала, чтобы не обращала внимание на глупости. Но мальчишки нет-нет да и стали посмеиваться. То снеговиком Вику называть, то комком, то, как Витька прочитал, СнегоВикой.

А сегодня у нас лыжи начались, первый урок — подготовительный. Вышли мы в пришкольный лесок, встали в круг, инструкцию от физрука слушаем. И тут на Витьку огромная снежная шапка — бах! Оказывается, он под заснеженной ёлкой встал. В белой куртке ещё — так на снеговика похож!

— Снеговик! — крикнул кто-то.

— А-а-а! — заорал Петька и выставил руки, словно защищаясь.

— СнегоВитька! — загоготал Федька. — Фомка — СнегоВитька!

— У нас теперь два снеговика в классе, — захихикали девчонки.

— Не, Витька — настоящий, реальный СнегоВитька! — разошёлся Петька.

— Жених и невеста! — пропищал кто-то, не слушая усмирения физрука.

— Жених и невеста из снежного теста, — срифмовала Катька.

— Да ладно, чего вы? — расстроился Витька.

— Из Вики снеговика сделал — вот и получай! — закричала Катька.

Витька покраснел.

— Ну, извини, Вика.

— Давай без «ну», — хором сказало несколько девчонок.

— Вика, извини, — почти плача произнёс Витька и зачем-то протянул к Вике руку, будто за милостыней.

— Ладно, — сказала Вика.

— Ну вот и хорошо, — заключил физрук. — Правильно всё решили.

Он обвёл всех взглядом и, понизив голос, добавил:

— Нельзя никого обзывать. Никак. И никому. Всё это потом бумерангом возвращается. Видишь, например, человек на лыжах по асфальту шаркает, дышит тяжело: «Фуф, фуф». Ну размысли ты здраво: может, ему норму свою лыжную выполнять надо, а тут весна среди декабря? Может, он не рассчитывал, что дороги именно сегодня солью посыплют, а другого места для тренировки нет? А может, вообще так вымотался, что уже ничего не замечает! Нет, взял обозвал человека! — Физрук хлопнул себя по колену. — Фуфлыжником! А через двадцать лет — хоп бумеранг по башке! — и всё. И профессиональным спортом больше не можешь заниматься — травма.

Физрук помолчал, а затем усмехнулся:

— Можете считать это частью нашего урока.