Рассказ

Алина совершенно не хотела идти в картинную галерею, но мама обещала ей за это новую куклу с длинными розовыми волосами. На меньшее девочка была не согласна. В свои десять она уже хорошо знала цену собственному времени. Алина должна была идти не одна, а с Сашей, дочкой новой маминой коллеги тёти Люды. Они переехали в этот городок чуть меньше месяца назад, и тётя Люда сразу же горячо подружилась с Алининой мамой — Дарьей. А так как их дочери были ровесницами, женщины решили устроить культурный выход — как раз проходила выставка известнейших картин. Это была большая удача, ведь Дарья чувствовала острую необходимость познакомить дочь поближе с живописью. Строго говоря, в походе не было ничего необычного для Алины, кроме того, что Саша была совершенно слепа.

— И зачем нам вместе идти смотреть картины? — недоумевающе спрашивала она мать. — Она ведь ничего не видит!

— Ты поможешь ей увидеть картины, а она поможет тебе, — улыбаясь, отвечала ей та.

— Да мама! — не унималась Алина. — Говорю тебе: она НЕ ВИДИТ! Как я ей помогу увидеть? Я же не волшебница с палочкой! Бесполезная затея! Не хочу! Не пойду!

И тогда Дарья прибегла к запрещённому приёму — торгу с куклой. Красивая, в пышном платье и с яркой причёской, игрушка давно уже глядела на Алину с витрины детского магазина. Скрепя сердце девочка всё же поддалась уговорам.

Войдя в галерею, Алина сразу же увидела высокую стройную тётю Люду и маленькую, худенькую Сашу в больших чёрных очках, за которыми не видно было её красивых карих, но незрячих глаз. Тётя Люда радостно поприветствовала Алину и проводила девочек в большой зал, где висело много разных картин. Алине уже становилось скучно, и она нетерпеливо теребила брелок на рюкзачке.

— Ну и что мне надо делать? Как мне ей помогать?

— Ты поможешь ей, а она тебе, — мамиными словами отвечала тётя Люда. — Описывай Саше картины. Своими словами: что видишь, что думаешь, что чувствуешь. А она будет через твои описания смотреть.

Тяжело вздохнув, Алина подошла к Саше. Та уже стояла напротив картины Ивана Шишкина «Перед грозой».

— Что на ней? — звонким заинтересованным голоском спросила Саша.

Алина бросила быстрый взгляд на полотно. Тяжёлые свинцовые тучи, наполненные живительной влагой дождя, приближались к небольшой реке, изображённой на переднем плане картины. Вот-вот разразится самая настоящая гроза, будут сверкать молнии, и дождь стеной развеет духоту и пыль жаркого летнего дня.

— Ну тут река и дорога. Пошли дальше. — Алина потянула Сашу за руку, но та не сдвинулась с места.

— И всё?

— И всё. Пошли дальше.

Алина очень хотела побыстрее пробежаться по залам и пойти уже за долгожданной наградой. Нехотя Саша повиновалась. Алина снова вскользь оглядела следующую картину и вынесла свой короткий вердикт:

— Так, тут люди разные стоят, и девочка пальцем показывает. Пошли дальше.

Но Саша снова осталась стоять на месте.

— А можно чуть подробнее. Что за люди?

— Ну взрослые какие-то. Девочка в белом платье. Может, замуж выходит.

— А какая подпись под картиной?

Алина подошла ближе и вслух прочитала: «Вэ Пукирев, „Неравный брак“, тысяча восемьсот шестьдесят второй год, холст, масло». Саша радостно улыбнулась.

— Я знаю эту картину! Я её уже видела.

— Отлично! — обрадовалась Алина. — Тогда пошли дальше!

— Нет, подожди, — упрямилась Саша. — Мама сказала, что мне тоже нужно тебе помочь увидеть картины.

— Да я же их и так вижу, — закатила глаза Алина.

— Опиши подробнее, — попросила Саша.

Смирившись с упрямством Саши и осознав, что схалтурить не получится, Алина подошла поближе к картине и стала всматриваться.

— Ну тут, как я и говорила, люди всякие. Девушка в белом платье. Рядом с ней дедушка стоит. Может, отец её. Сзади братья. Я не знаю. На что смотреть?

Саша понимающе улыбнулась, рукой нащупала плечо Алины и начала свой рассказ:

— Смотри: на картине изображено венчание в церкви. Невеста совсем ещё молодая — возможно, не сильно старше нас с тобой. А её жених — старик. Он насильно берёт её в жёны. Видно, что лицо у неё заплаканное. Она всю ночь, может и не одну, плакала, что ей придётся выйти замуж за старика. И теперь ей нужно будет жить с ним неизвестно сколько лет. А старик-то рад! Смотри, какой гордый и прямой стоит!

Саша всё говорила и говорила. Своим простым детским языком. Описывала картину так, как видела, как когда-то подробно и доходчиво рассказала о ней мама. И чем больше Саша говорила о героях картины, об их возможных судьбах и роли, тем больше Алина погружалась в этот мир. Вот ей показалось, что это уже она та, которая в белом подвенечном платье стоит и связывает свою молодую девичью жизнь со старым дряхлым мужчиной, годящимся ей в дедушки. От этих мыслей по щекам Алины покатились слёзы, так сильно не хотелось ей выходить замуж за старика. Саша тем временем закончила свой рассказ.

— Теперь ты увидела? — В Сашином лице читались дружелюбие и надежда.

— Да. Вижу, — украдкой вытирая слезы, ответила Алина. — Она совсем другая оказалась.

— Я очень рада. Я сразу поняла, что ты сможешь!

Саша снова улыбнулась и повернула голову так, что Алине на мгновение показалось, будто девочка её видит. Если не внешность Алины, то всё её внутреннее, её душу.

Неспеша к ним подошла тётя Люда.

— Ну что, мои маленькие ценительницы живописи, на сегодня, пожалуй, хватит. Пора домой. Так у одной картины и простояли.

— В следующий раз, я надеюсь, мне Алина тоже покажет какую-нибудь картину! — весело отозвалась Саша.

Вечером, сидя на кухне с новой куклой в руках (искусство искусством, а уговор никто не отменял), Алина спросила маму, когда они с Сашей снова смогут сходить в галерею.

— Разве тебе понравилось? — ехидно спросила мама. — Ты же говорила, что это бесполезная затея.

Алина виновато поджала губы. Затея оказалась очень полезной, ведь теперь она знала, как смотреть, и у неё появился друг, который в случае чего поможет ей увидеть.